В рамках недели психологии, логопедии учителями-логопедами среди учащихся 5-6 классов был организован конкурс"Логопедический КВН" . Основной целью мероприятия было привлечение внимания школьников среднего звена к чистоте и правильности звучания собственной речи.
В конкурсах использовались следующие логопедические техники:
- Артикуляционная гимнастика, которая развивает подвижность органов артикуляционного аппарата и позволяет выработать четкость произношения звуков и слов.
- Гимнастика для развития межполушарных связей головного мозга, которая улучшает зрительно-моторную координацию и совершенствует мелкую моторику рук.
В процессе выполнения данных упражнений для многих участников оказалось удивительным то, что их собственное тело (руки, губы, язык) иногда затрудняются выполнять даже очень простые движения, но после нескольких повторений вырабатывается навык выполнения любого упражнения, и то, что было сложным оказывается очень простым. Так школьники нашли практическое подтверждение народной мудрости: «Повторенье-мать ученья».
Также в конкурсе была организована работа по расширению и уточнению активного словаря школьников в заданиях на подбор антонимов и синонимов и уточнение ударения в словах в сложных случаях употребления.
Участники смогли проверить правильность и четкость собственной речи в конкурсе «Прочитай без запинки» (конкурс чистоговорок). Результат для многих оказался неожиданным - ученики поняли, что сказать быстро не всегда значит сказать понятно, поэтому многие взяли на вооружение упражнения из артикуляционной гимнастики.
Самым зрелищным оказался конкурс, в котором речь звучать вообще не должна-это конкурс пантомимы «Узнай сказку без слов». Но именно в этом конкурсе дети убедились, что речь нам нужна не только для того, чтобы говорить самим, но и для того, чтобы говорить с другими (коммуникативная функция речи), и тот, кто лучше умеет договариваться и работать в команде, того и ждет успех.
Но самым сложным для учеников 5-6 классов оказался конкурс на знание народной мудрости – «Узнай пословицу по картинке». Некоторые участники не могли вспомнить устоявшиеся выражения и предлагали свои варианты мудрых высказываний.
В целом конкурс привлек внимание учеников среднего звена к необходимости развития собственной речи и помог понять важность умения договариваться и работать в команде.
Школьный психолог и школьная вожатая, которые входили в состав жюри, еще раз подчеркнули важность развития речи для каждого человека, приведя высказывание Луция Аннея Сенеки (младшего) о том, что речь — убранство души и язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.
Итогом мероприятия стало вручение небольших призов всем участникам «Логопедического КВН» в том числе и зрителям, которые активно помогали командам в сложных ситуациях, а победившая команда была награждена именными памятными грамотами.
Учитель-логопед Васильева Т.С. |